В 1961 году фольклорная экспедиция УрГУ записала от 83-летнего Фирса Гавриловича Вершинина в селе Чусовом в Шалинском районе Свердловской области интересную поговорку. В ней он перечислял города и сёла и говорил, чем они славятся с народной точки зрения.
📝 «Преславное чудо, небо украшено звёздами, земля — цветами,
Петербург — господами,
Москва — церквами,
Дон — казаками,
Казань — татарами,
Вятка — слепнями,
Оренбург — башкирами,
Красноуфимск — черемисами,
Екатеринбург — торгашами,
Верх-Исетский — мастерами,
Шарташ — варнаками,
Шадринск — пихтовыми голенищами,‼
Верх-Нейвинск — обушниками,
Шура — немытыми кулаками,
Таволги — шубниками,
Висим — кокурочниками,
Грязной завод — творожниками,
Нижний Тагил — хохлами,
Верхний Тагил — кошелями,
Воробьи — зобами,
Утка — новыми лаптями,
Пермяки — грязными местами,
Сылва — дубасами,
Шайтанка — хвастунами,
Мартьянова — зипунами,
Волегова — токунами,
Илимка — колдунами,
Тепляки — соломой,
Кедровка — пареньками,
Симонята — ерунами,
Лом — тремя зобами,
Кын — бражниками,
Пермь — сигами,
а мы, братья, здесь — добрыми делами. Аминь».
Почему Шадринск в этой поговорке славен некими "пихтовыми голенищами"? Для нашей лесостепной зоны пихта не характерна, она тут просто не растёт. И не росла раньше. Не говоря уж про то, что голенища из неё изготовлять не имеет смысла.
Пришлось найти книгу Веры Кудряшовой "Предания и легенды Урала", изданную в 1991 году. Именно в ней упоминается эта поговорка впервые. В книге тоже указано, что Шадринск славен "пихтовыми голенищами".
Однако! Обратите внимание на то, что есть помета в конце: от дедушки внучке на память. Записано в с. Чусовом от внучки Ф.Г. Вершинина. То есть у внучки была бумага или тетрадь с данной поговоркой. Соответственно, почерк мог быть неправильно понят.
Скорее всего, там было написано - "пимными голенищами". Пимы - это местное название валенок, кустарных производств которых в Шадринске и уезде было предостаточно.